Страсти по Байкалу

В статье «Предотвратить катастрофу » («АиФ в Бурятии» №4 - январь  2015 г.) представлено интервью с директором Бурятского регионального объединения по Байкалу С.Г. Шапхаевым.

На вопрос корреспондента о том, что же явилось причиной того, что озеро переживает сильнейший антропогенный стресс, гр. Шапхаев дает четкий и уверенный ответ: «первая причина - засушливое лето; вторая – ошибочный прогноз Гидрометцентра и третья – воздействие Иркутской ГЭС, которая воспользовалась разрешением федерального агентства водных ресурсов сбрасывать из озера повышенный объем воды весной. (Росводресурсы)».

С первой причиной и спорить нечего – это состоявшийся реальный факт.

Вторая причина – ошибка Гидрометцентра. Довольно странно слышать это от гр.Шапхаева  и хотелась бы увидеть этот прогноз в реальности, (когда составлен, кому сообщен и т.д.). Но все дело в том, что Бурятский ЦГМС таких гидрологических прогнозов, тем более в количественных выражениях на летний период и даже на ближний весенний период никогда не давал и не может дать (причины этого даны в ответах Росгидромета, см. в конце статьи). С апреля по октябрь Бурятский ЦГМС дает заинтересованным инстанциям только краткосрочные гидрологические прогнозы (до 3 суток) по рр.Селенга ,Чикой и Уда при оправдываемости этих прогнозов 97-100 %.

Вероятнее всего, прогноз повышенной приточности в оз.Байкал запустили в народ товарищи ученые из Иркутского Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН. В статье Т.Никитиной «газета «Новая Бурятия»» под названием «Большая халатность» сообщается, что иркутские ученые определили: водность на р.Селенга (а это главнейший источник поступления воды в оз.Байкал)  из стадии пониженной  в перешла повышенную в 2012 году, т.е в 2014 году она, якобы, должна усердно пополнять оз.Байкал.

Кроме того эти ученые предсказали на р.Селенга в 2014 г. паводок, который возможен 1 раз в 30 лет, причем с вероятностью 60-70 % пик наблюдался бы в конце сентября.

Можно отметить, что и Шапхаев С.Г. с удовольствием поддерживает этот прогноз иркутских ученых, правда в крайне обтекаемых формах. Из интервью на телеканале «Тивиком» от 14.05.2014 г. его мнение как эксперта: «Сейчас, по всем параметрам должны перейти к многоводному циклу. Когда это случится точно, прогнозировать сложно. Может в следующем году, но в том, что непременно будет, никто не сомневается». И еще: «Люди - уже 20 лет прошло, они все забыли, многие не знают, что их ждет. А что их ждет, мы видели на Дальнем Востоке. У нас если такое наводнение произойдет, оно  по масштабам будет сопоставимо, а по последствиям может и хуже». Да, ничего не скажешь – перспектива (возможно, имеется в виду даже 2014 г.) достаточно мрачная.

Но вернемся к иркутским ученым. Прогноз прохождения катастрофического паводка в конце сентября 2014 г. абсурден. За всю историю наблюдений (почти 80 лет) во второй декаде сентября паводки на р.Селенга наблюдались 2 раза; в третьей – ни одного. При этом данные паводки не выходили из разряда малых. Что же касается вероятности прогноза в 60-70%. Прогноз с точностью 50%  по любой характеристике может дать каждый из нас (будь то прогноз  высокого паводка, или грома среди ясного неба, или еще что, и если не угадали, то ваш прогноз оправдывается как раз  на 50%) Спрашивается, а далеко ли ушел прогноз в 60%, да и в 70% ?

Теперь можно подвести итог прогнозов паводковой ситуации на р.Селенга в 2014 г. Обещан паводок, возможный 1 раз в 30 лет. Его максимальный уровень в г.Улан-Удэ по водомерному посту  Бурятского ЦГМС составляет около 350-370 см над нулем поста; уровень выхода на пойму 230 см). Реально же наблюденный максимальный уровень в летний период….32см! Просьба сравнить эту цифру с вышеуказанными и дать свою оценку такому «прогнозу».

Все вышеуказанное касается главного источника притока в оз.Байкал – р.Селенга. Тут хоть какие-то попытки гидрологического прогноза делаются. Но ведь есть еще и рр. Верхняя Ангара и Баргузин. Разве можно их сбрасывать со счетов при определении приточности?  Но найти каких-либо прогнозов на эту тему пока что не удалось.

Третья причина – воздействие Иркутской ГЭС, основанное на разрешении  Росводресурсов. Тут возникает вопрос: на основании чего Росводресурсы позволили сбрасывать повышенный объем весной?  Кто дал им благоприятный прогноз на повышенный приток? Что не Бурятский ЦГМС – однозначно.

Позволим себе далее дать представление о возможности прогнозирования погодных условий, представленных в интернете Росгидрометом.

«Чтобы прогнозировать погоду надо, прежде всего, знать, что происходит в атмосфере сейчас, в начальный момент времени. Данные гидрометеорологических наблюдений  - «сырье» для расчета прогноза воды. Чтобы подготовить прогноз на пару дней вперед, надо иметь данные о фактической погоде на территории с масштабами нескольких тысяч километров. А прогноз на неделю и далее требует уже информации о том, что происходит с погодой на всем земном шаре. При долгосрочном прогнозе приходится рассматривать практически всю климатическую систему, в которую входят атмосфера, океан и верхний слой суши».

«Что будет дальше? – Качество прогнозов постепенно будет расти, будет расширяться период полезного прогноза, но, ни у нас в стране, ни в других странах, ни через десять, ни через сто лет оно не будет идеальным – просто потому что возможности и знания человека ограничены. Так что метеорологам всегда будет к чему стремиться».

В заключение можно с грустью отметить, что пока Бурятская сторона в лице Правительства, ученых и МЧС увещевает иркутскую сторону                   (Икутскую ГЭС, их добротных защитников – ученых и главного хранителя вод Росводресурсы – действует известный принцип басни И.А. Крылова Кот и повар» - «А Васька слушает да ест».

 

Гидролог Бурятского ЦГМС – Ю.И. Редюк


      

МПР

Росгидромет

Департамент Росгидромета по ДФО

Забайкальское УГМС